Бред преследования — убежденность в том, что кто-то (отдельные люди или организации, спецслужбы, американцы, НАТО, мировое правительство, масоны, Запад, пятая колонна...) следят за больным с намерением причинить ему вред. Они шпионят, прослушивают, разрабатывают план убийства, пытаются чипировать, воздействовать с помощью интернета и вышек 5G. Характерно, что обидчики, даже если они реальные, целиком сосредоточены только на том, чтобы навредить пациенту. По мере развития фабулы бреда в неё вплетаются все новые участники, случайные события приобретают бредовую интерпретацию. Нейтральное высказывание трактуется как намеренное унижение, оскорбление или провокация, а эпидемия нового вируса – как проект Пентагона с целью ослабить позиции больного. Бред преследования сопровождается тревогой, страхом и попытками защититься от воображаемых врагов.
Бредовое поведение:
• Сбор доказательств.
Из всего многообразия фактов отбираются только те, которые согласуются с основной бредовой идеей («бредовое нанизывание фактов»). Все остальные реальные факты и события, не согласующиеся с бредовой идеей больного, отбрасываются как незначительные. Могут появляться ложные воспоминания, исторические события выстраиваются в паралогичные цепочки, подтверждающие правоту пациента. «Фактами» становятся также коварные замыслы воображаемых врагов.
• Защита от преследователей.
Нарастает скрытность, подозрительность и настороженность: больной перестает выходить на улицу, ограничивает контакты с внешним миром, меняет и засекречивает место пребывания, превращают свой дом в неприступную крепость, строит бомбоубежище или бункер, перестает пользоваться телефоном и интернетом. Круг доверенных лиц все больше сужается, дистанция с ними увеличивается, соблюдаются меры предосторожности часто нелепого характера, например, очень длинные столы и запрет на упоминание определенных лиц или понятий.
• Нападение («преследуемый преследователь»).
Несмотря на все усилия по защите пациент чувствует себя загнанным в угол и вынужденным наносить «упреждающие удары». Теперь он сам начинает следить за теми, кто, по его мнению, его преследует, угрожает, устраивает скандалы, распространяет «достоверную» информацию об обидчиках, прибегает к шантажу, выдвигает ультиматумы, проявляет физическую агрессию. Любая реакция обидчиков или её отсутствие воспринимается как очередной «факт», подтверждающий бредовую идею. В этот момент пациент становится социально опасным, способным совершить преступление, включая убийство.
